Оформляя трехуровневую квартиру в центре Москвы, дизайнер Олимпиада Арефьева учитывала не только пожелания заказчиков, но и особенную архитектуру пространства.


Олимпиада Арефьева — мягкий и чуткий дизайнер, она прислушивается к пожеланиям заказчиков, самому пространству и своим ощущениям в нем. “Я всегда стараюсь подстроиться. Если хозяева хотят избыточности в интерьере, то и я начинаю ею жить”, — говорит она. В этой квартире тон всему задавало само пространство. “Когда я впервые попала сюда, просто остолбенела, — вспоминает Арефьева. — Это старый дом в центре Москвы, который в 1990-х годах надстроили. Получилась трехуровневая квартира очень странной конфигурации с двусветным пространством и небольшими мансардными окнами на первом этаже. Жилье было настолько не похоже на все, с чем мне приходилось работать раньше, что я не могла не влюбиться!”


Стоит отметить, что заказчики нашли Олимпиаду по публикации в июльском номере AD за 2016 год, на обложке которого был фрагмент желтой столовой из ее проекта. “Для меня это показатель доверия, — объясняет дизайнер. — Когда клиенты не просят точную копию интерьера, а понимают, что раз мне хорошо удается классика, то и в другом стиле я тоже смогу сделать что-то интересное и не буду снова красить все в желтый”.


В работе над этим проектом Олимпиаде помогала дизайнер Ирина Аритичева. Двухсоттридцатиметровой площадью этой квартиры они распорядились следующим образом: первый этаж отдали под кухню, столовую и маленькую гостиную, второй — под спальни, а на третьем обустроили медиазону и кабинет. В наследство от предыдущих жильцов в квартире остался каминный портал и колонна с цветочным барельефом. Их сохранили и вписали в общую концепцию. “Я люблю контрасты и то, как уживаются геометрия и цветочные мотивы, подчеркивая друг друга”, — говорит Олимпиада. От штор на первом этаже отказались, а пол выложили глянцевым керамогранитом, который отражает свет и придает общественной зоне шик.


На втором уровне находятся три спальни, у двух детских есть окна во внутреннее двусветное пространство, и они соединены мостиком. Но раньше в одной комнате окошки были маленькими и из стеклоблоков, а мостик упирался в тупик. У заказчиков двое разнополых детей, которых здесь и поселили. “У меня сразу возникла ассоциация с Каем и Гердой, и я представила себе, как мальчик и девочка смогут ходить другу к другу в гости по балкончику”, — говорит Арефьева. Грубые офисные перегородки и стену со стеклоблоками она заменила на изящную и прочную конструкцию с хорошей звукоизоляцией из стали и стекла. Такой же отгородила спальню родителей. А помещение на третьем этаже зонировала стеллажом, разделив на кабинет и лаундж-зону с диванами и проектором.


Хозяева планировали обставить квартиру современной итальянской мебелью, но, наткнувшись на публикацию интерьера с вкраплениями винтажа, передумали. “Старые предметы смотрятся в этой квартире так, будто они стояли тут всегда. Если бы здесь была типовая планировка и прямоугольные комнаты, они бы не производили такого эффекта”, — считает дизайнер. Все стены на первом этаже светлые, только в зоне гостиной они темные, потому что деревянному камину белый фон не подходил. “Я люблю этот декоративный прием — когда в большом светлом пространстве есть крохотный темный уголок”, — говорит Олимпиада. Такой, кстати, появился на каждом уровне: на втором это хозяйская ванная, а на третьем — санузел.


Единственная сложность в разработке проекта этой квартиры заключалась в том, что помещения находятся не друг над другом, а немного сдвинуты, поэтому коммуникации приходилось прокладывать везде, где только возможно. Так все санузлы получились необычными, похожими на произведения искусства. В гостевой ванной на первом этаже стены отделаны четырьмя видами камня, которые вместе выглядят как геометричное конструктивистское панно, раковина и зеркало отодвинуты от стены, а венчает композицию подвесной смеситель. В хозяйской спальне ванну разместили прямо в комнате, почти в изножье кровати, а санузлу на третьем этаже достался сложный потолок, поэтому он в итоге получился самым странным и сюрреалистичным.


Вообще в этой квартире все помещения неправильной геометрической формы, и Олимпиада не старалась их исправить, наоборот: в хозяйской спальне, где кровать стоит по диагонали к окну, поставила по бокам разные прикроватные тумбочки, чтобы даже не было намека на симметрию и правильные пропорции. “Мне сначала хотелось все упорядочить, — признается дизайнер, — но потом я решила отдаться ощущениям. Кажется, само пространство меня вело и подсказывало, как надо сделать”. Олимпиада не измеряла углы, не пыталась выстраивать параллели, но в итоге все смотрится гармонично. “В процессе работы я выкладывала фотографии в инстаграм и получала комментарии от людей, которые бывали в этой квартире, но не поняли, что с ней делать, поэтому не решились купить, а теперь жалеют”, — говорит Арефьева. Уж она сама точно ни капли не жалеет, что решила попробовать себя в новом амплуа.


Текст: Ольга Сорокина